VR-терапия: как виртуальные пауки и агрессивные аватары лечат людей от психических расстройств

VR-терапия: как виртуальные пауки и агрессивные аватары лечат людей от психических расстройств

Дата публикации: 08.01.2019
Боязнь высоты и пауков, посттравматический синдром и шизофрения — все эти психические расстройства до сих пор не имеют универсального способа лечения. Психотерапевты экспериментируют, в том числе с использованием современных технологий. Начиная с 90-х годов виртуальная реальность стала одним из перспективных трендов в лечении психических расстройств. Кибертерапевты воссоздают для пациентов опасные ситуации, сцены из травматичных воспоминаний и даже дают галлюцинациям и голосам, которые звучат в головах людей, страдающих шизофренией, внешний облик. «Хайтек» перевел статью ScienceNews о новых методиках лечения психических расстройств, их эффективности и впечатлениях пациентов, прошедших курсы VR-терапии.

ВВ борьбе с паранойей

Терапию виртуальной реальности могут использовать для лечения больных, страдающих определенными психическими расстройствами. А дешевое, удобное для пользователя оборудование имеет все шансы сделать VR-терапию мейнстримом.

Эдвин поправил наушники и схватился обеими руками за джойстик, нервно сглотнув. У него есть веские причины понервничать. Он входит в виртуальную среду, созданную специально для того, чтобы заставить его сердце биться куда быстрее, чем при прохождении любой «стрелялки»: на мониторе кафе, полное людей.

Настойчиво желая преодолеть свой страх, что другие люди хотят причинить ему боль, Эдвин решился принять участие в исследовании новой терапии при помощи виртуальной реальности. Исследования направлены на то, чтобы помочь людям с паранойей чувствовать себя более комфортно в общественных местах. В этой программе, описанной в марте в журнале The Lancet, Эдвин сможет попробовать сходить в магазин или сесть в переполненный автобус.

The Lancet — еженедельный рецензируемый медицинский журнал. Один из наиболее известных, старых и самых авторитетных общих журналов о медицине. The Lancet был основан в 1823 году Томасом Уокли, английским хирургом, назвавшим его в честь ланцета, хирургического инструмента. В нем публиковались оригинальные исследовательские и обзорные статьи, передовые статьи, обзоры книг, корреспонденция, новостные обзоры и истории болезни.

Виртуальные незнакомцы могут оказаться ненамного лучше настоящих людей. Для Эдвина, которому был поставлен диагноз «параноидальная шизофрения», даже простые поручения, такие как покупка продуктов питания, кажутся изнурительными.

Но Эдвин не остается в своей борьбе в одиночестве. За соседним компьютером за ним и игрой наблюдает клинический психолог Рус Пот-Колдер, научный сотрудник из Амстердамского свободного университета (Нидерланды). Он настраивает количество аватаров и устанавливает уровни дружелюбия в каждой сцене. Таким образом Эдвин может проходить игру в удобном для него темпе.

В течение одной сессии Пот-Колдер учит Эдвина бороться со своими собственными параноидальными предположениями. Когда Эдвин видел персонажей с сердитыми лицами, доктор спрашивал: «Почему он может быть сердитым, если исключить желание как-либо навредить тебе?» Эдвин сказал: «Человек может устать или иметь личные проблемы».

По прошествии трех месяцев VR-терапии, по признанию Эдвина, ему стало куда проще выходить на улицу. «Я чувствовал большую свободу внутри меня, был менее напряжен». Эдвин даже рассказал стихотворение для аудитории в 500 человек на шоу талантов, что он точно бы «не осмелился» сделать раньше.

Ученые разрабатывают системы виртуальной реальности, которые помогают людям преодолевать их определенные фобии с 1990-х годов. С тех пор VR-терапия стала доступной для решения более сложных тревожных расстройств, таких как социальная тревожность или посттравматический стресс, а также тревога, связанная с параноидальной шизофренией для таких пациентов, как Эдвин.

«Ключевым компонентом эффективного лечения тревожных расстройств является противостояние вашим страхам», — говорит Стефан Бушар, клинический киберпсихолог из Университета Квебека в Outaouais, Канада. Он имеет в виду то, что известно как экспозиционная терапия. При эмоциональной поддержке терапевта она помогает уменьшить подверженность пациента любому страху. Пациенты обычно сталкиваются со своими страхами в реальной жизни или, если их страх является памятью былых травм, повторно переживают событие в своем воображении.

Психотерапевты Якобсен и Вольпе разработали терапевтический метод, в основе которого лежит концепция несовместимости. Когда два действия происходят одновременно, «побеждает» более сильное. На языке поведенческих терапевтов такое явление носит название взаимного торможения. Терапия, использующая взаимное торможение, ставит своей целью ослабление негативного поведения-мишени. Одним из самых популярных методов экспозиционной терапии считается систематическая десенсибилизация. Она активно применяется при фобиях, таких как страх публичных выступлений, социофобия и других.

Психотерапевты Якобсен и Вольпе разработали терапевтический метод, в основе которого лежит концепция несовместимости. Когда два действия происходят одновременно, «побеждает» более сильное. На языке поведенческих терапевтов такое явление носит название взаимного торможения. Терапия, использующая взаимное торможение, ставит своей целью ослабление негативного поведения-мишени. Одним из самых популярных методов экспозиционной терапии считается систематическая десенсибилизация. Она активно применяется при фобиях, таких как страх публичных выступлений, социофобия и других.

Но противостоять опасениям куда проще в виртуальной обстановке. Пациент может сколько угодно приостанавливать и перематывать один сеанс без реально пережитых тяжелых потрясений. Ветераны с посттравматическим стрессом, которые не могут запомнить, какой именно момент является травмирующим, в мельчайших подробностях, могут повторно использовать тот же сценарий виртуальной реальности для более сильного терапевтического опыта. То же самое касается тех, кто подавляет свои мучительные воспоминания.

До недавнего времени цена и сложность оборудования VR, которое могло достигать десятков тысяч долларов, вынужденно ограничивали использование терапии VR. Ее применяли лишь в нескольких исследовательских лабораториях и клиниках. Теперь есть компьютерные гарнитуры, такие как Oculus Rift, стоимость которых составляет всего несколько сотен долларов, а также гарнитуры вроде Samsung Gear VR, которые превращают смартфоны в дисплеи виртуальной реальности примерно за $100.

С более дешевыми и удобными для пользователя системами, позволяющими сделать терапию виртуальной реальности доступной для многих пациентов, исследователи проверяют возможности терапевтических способностей VR для лечения более широкого спектра расстройств или даже полной замены доктора.

Источник: Хайтек